O'z Ўз En Ru Ar
×

Минареты: эстетика духовной вертикали

Учитывая техническую сложность построения минаретов, они возводились преимущественно при крупных мечетях. Исследователи средневековой мусульманской архитектуры отмечают, что из всех компонентов мечети именно минареты наиболее полно отражали стилевые особенности местных школ культового зодчества: «…единый для мусульманского мира архитектурный облик мечети не сложился, да и не мог сложиться, поскольку повсюду он был теснейшим образом связан с местными строительными и художественными традициями. Еще показательнее в этом отношении архитектура минаретов» (Бретаницкий А. С. 1960. С. 40). Минареты как правило возводились у крупных мечетей и служили для призыва верующих к намазу. Но одновременно служили ориентиром, своеобразным маяком, для караванов и путников, а также сторожевой и сигнальной башней. Раннеисламских минаретов не сохранилось, возможно, по примеру первого, сгоревшего, минарета Бухары, они строились из дерева или как, упомянутый выше, минарет в Пайкенде из сырца. Не следует исключать и природные факторы (сейсмоактивный регион) пагубно действующие на сооружения башенной конструкции. Они возводились в традиционной местной форме; круглые в сечении, с утончением стволов, минареты завершались легкой надстройкой в виде фонаряротонды. В исламском мире минареты впервые появились при Омейядах в Сирии. За многие века сформировались их различные типы: квадратные (Ирак и Иран), спиральные (Ирак и Египет), цилиндрические или круглоствольные (Иран и Средняя Азия). Необычный тип башни в виде гофрированного декоративного ствола на граненой многоугольной базе представляет собой минарет XII века  из Джаркургана Сурхандарьинской области, имеющий аналогии в Северной Индии и Хорасане. Однако этот тип не получил дальнейшего распространения на территории Узбекистана. Как упоминалось выше, первый минарет был построен в Бухаре еще в 919 году и не сохранился. Наиболее известным по праву считается бухарский минарет Калян начала XII века, который можно рассматривать как архитектурный прототип большинства минаретов на территории Узбекистана. Со временем во всем исламском мире минареты перестали использоваться в качестве места призыва к молитве и обрели характер пластически выразительной архитектурной декорации. Отчасти это было связано с техническими причинами — высотой минаретов и трудностью регулярного подъема азанчи, призывавшего верующих к молитве, по внутренней винтовой лестнице. С середины XX века в Иране провозглашение азана осуществлялось с высоты входного портала, а минареты, как правило, пристраивались лишь как украшение с обеих сторон портала и не имели гульдаста — башенки для азанчи. Количество минаретов при одной мечети в исторических городах Средней Азии было небольшим — один или два. Как правило, пара минаретов строилась по сторонам высокого портала мечетей. Ствол минаретов состоит из наружной стенки кольцевого сечения и внутреннего столба на всю высоту минарета. Внутри ствола кирпичная лестница, спиралью охватывающая столб, ведет верхнюю площадку, одновременно осуществляя связь между столбом и стенкой. Конусовидность ствола, придающая изящную стройность минаретам, понижала центр тяжести сооружения и увеличивала тем самым его устойчивость при ветровой нагрузке и землетрясениях. Сейсмостойкость сооружению придавал и особый алебастровый раствор, пластичность которого позволяет сооружению вместо жестокого сопротивления в известной мере деформироваться и не разрушаться. К числу строительных приемов, увеличивающих устойчивость минаретов, относится прокладка в их сечении из каменных плит и деревянных брусьев. Минарет в Джаркургане является единственным в среднеазиатском зодчестве минаретом с гофрированной поверхностью. Небольшое село раскинувшееся вокруг памятника так и называется «Минор кишлок» — село с минаретом. Основанием минарета служит высокий восьмигранный цоколь, каждая грань которого оформлена неглубокой арочной  нишей. Над декоративными нишами помещены прямоугольные рамки с надписями из тесанных терракотовых плит. В одной из граней цоколя устроен узкий арочный вход ведущий к винтовой лестнице в стволе минарета. Стройное тело минарета поставленное на цоколь составляют шестнадцать полукруглых суживающихся к верху колонн образующих гофрированную поверхность. В Бухаре в период, когда она становится столицей государства Караха-нидов была построена соборная мечеть с минаретом Калян, который сообщался со зданием мечети мостиком с крыши ее дворовой галереи. Мечеть до нашего времени не сохранилась. Мощный ствол минарета высотой в 45,6 м с нижним диаметром в 9 м го-сподствует над городскими надстройками. Непрерывно следующие по высоте ствола один за другим пояса плоской и рельефной кладки представляют собой образец великолепного орнаментального искусства XII в. Надпись на одном из поясов содержит имя Арслан-хана и дату строительства — 1127 г. Минарет, простоявший почти девять столетий без ремонта, относится к выдающимся произведениям и инженерного искусства. Минарету Калян близок по форме и орнаментации, но несколько ниже его (38,7 м) и стройнее минарет, возведенный в 1196–1197 гг. в небольшом селении Вабкент Бухарского оазиса.

CЎНГГИ МАҚОЛАЛАР
ИЖТИМОИЙ ТАРМОҚЛАР
ИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО УЗБЕКИСТАНА ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Ўзбекистон ислом санъати жаҳон цивилизациясининг ажралмас қисми

Адрес

Адрес:Тошкент/Олмазор Қорасарой / 47
е-маил: sanat@cisc.uz
Контакт

+998904083399