В XIII веке сначала народы Мавераннахра, а затем и другие страны исламского мира, испытали исторический коллапс, вызванный опустошительным нашествием орд Чингиз-хана. Первое глобальное столкновение двух цивилизаций — степного язычества в виде монгольского Ясы и исламского единобожия усугублялось другой драматической коллизией — борьбой культуры степи и города. Войны с номадическими, степными династиями в истории исламского халифата имелись, но они осуществлялись единоверцами и, не имели столь тотального и, чаще всего,бессмысленного разрушительного действия.
Последствия нашествия оказали пагубное влияние на экономику, торговлю, политическую и духовную жизнь народов Халифата, положив конец этому во многом номинальному, но системному религиозно-политическому устройству. Жестокое убийство последнего халифа Ал-Муcтасима в 1258 году внуком Чингиз-хана Хулагу привело к гибели истинного Халифата. На территории Ирана и Ирака Хулагу основал свою династию и получил титул Ильхан (хан части страны) от своего брата, Великого хана Хубилая.
Двоюродный брат Хулагу хан Берке, принявший ислам, выразил возмущение. Как месть за единоверца, он объявил войну своему соплеменнику и родственнику. Однако истинные причины столкновений между двумя монгольскими родами были связаны не с исламским фактором, а с борьбой за территории между Золотой Ордой и страной Ильханидов, основателем которого был Хулагу.
Как видим, в разделенной на несколько улусов монгольской империи потомки Чингизхана придерживались различных религиозных убеждений. Большая часть придерживалась монгольского кочевого устава — Яса, некоторые ханы по тем или иным причинам принимали ислам.
Мавераннахр как государство, номинально подчинявшееся халифату, в связи с его падением потерял прежний статус. По воле новых завоевателей — чингизидов Чагатайской ветви на территории Мавераннахра было создано государство с подчинением монгольским правителям. Резкая антисламская позиция Чагатая, рьяного сторонника монгольской Яса, приверженость первых правителей монголов номадическим традициям и антипатии к городской цивилизации были причинами, которые тормозили развитие мусульманской архитектуры в Мавераннахре.
В XIII – середине XIV вв. в архитектуре и ремеслах Мавераннхара медленно и не столь масштабно, как в ильханидском Иране, шел процесс восстановления. В архитектуре отстутствуют имперские амбиции, монументальных величественных построек в этот период не наблюдается. Это был период своего рода прототемуридского стиля, проявления которого были не столь яркими и мощными, но все же, в известной степени, подготовили почву для формирования собственно темуридского стиля архитектуры и искусств.
Со временем часть монгольских ханов, поселившаяся на территории Мавераннахра, под давлением обстоятельств, стала принимать ислам, но развитию градостроительства и сооружению мечетей или медресе они практически не содействовали. На этом неблагоприятном историческом фоне период правления Амира Темура и Темуридов выглядит феномальным явлением, когда на территории Мавераннахра расцвет экономики и культуры привел к созданию непревзойденных шедевров архитектуры и ремесел мирового значения. Исследователи истории архитектуры выделяют период сер. XIII – до 70-х гг. XIV вв. как начальный этап восстановления «городов и возрождения деятельности местных архитектурных школ», в то время как следующий этап —70-е гг. XIV в. и продолжение всего XV в. характеризовался как подъем культурной жизни, напоминающий эпоху Возрождения на Западе (Ремпель Л. И. 1961. С. 256).
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ УЗБЕКИСТАНА Акбар Хакимов