O'z Ўз En Ru Ar
×

Монгольская интервенция в исламский мир: номады и город

В XIII веке сначала народы Мавераннахра, а затем и другие страны исламского мира, испытали исторический коллапс, вызванный опустошительным нашествием орд Чингиз-хана. Первое глобальное столкновение двух цивилизаций — степного язычества в виде монгольского Ясы и исламского единобожия усугублялось другой драматической коллизией — борьбой культуры степи и города. Войны с номадическими, степными династиями в истории исламского халифата имелись, но они осуществлялись единоверцами и, не имели столь тотального и, чаще всего,бессмысленного разрушительного действия.

Последствия нашествия оказали пагубное влияние на экономику, торговлю, политическую и духовную жизнь народов Халифата, положив конец этому во многом номинальному, но системному религиозно-политическому устройству. Жестокое убийство последнего халифа Ал-Муcтасима в 1258 году внуком Чингиз-хана Хулагу привело к гибели истинного Халифата. На территории Ирана и Ирака Хулагу основал свою династию и получил титул Ильхан (хан части страны) от своего брата, Великого хана Хубилая.

Двоюродный брат Хулагу хан Берке, принявший ислам, выразил возмущение. Как месть за единоверца, он объявил войну своему соплеменнику и родственнику. Однако истинные причины столкновений между двумя монгольскими родами были связаны не с исламским фактором, а с борьбой за территории между Золотой Ордой и страной Ильханидов, основателем которого был Хулагу.

Как видим, в разделенной на несколько улусов монгольской империи потомки Чингизхана придерживались различных религиозных убеждений. Большая часть придерживалась монгольского кочевого устава — Яса, некоторые ханы по тем или иным причинам принимали ислам.

Мавераннахр как государство, номинально подчинявшееся халифату, в связи с его падением потерял прежний статус. По воле новых завоевателей — чингизидов Чагатайской ветви на территории Мавераннахра было создано государство с подчинением монгольским правителям. Резкая антисламская позиция Чагатая, рьяного сторонника монгольской Яса, приверженость первых правителей монголов номадическим традициям и антипатии к городской цивилизации были причинами, которые тормозили развитие мусульманской архитектуры в Мавераннахре.

В XIII – середине XIV вв. в архитектуре и ремеслах Мавераннхара медленно и не столь масштабно, как в ильханидском Иране, шел процесс восстановления.  В архитектуре отстутствуют имперские амбиции, монументальных величественных построек в этот период не наблюдается. Это был период своего рода прототемуридского стиля, проявления которого были не столь яркими и мощными, но все же, в известной степени, подготовили почву для формирования собственно темуридского стиля архитектуры и искусств.

Со временем часть монгольских ханов, поселившаяся на территории Мавераннахра, под давлением обстоятельств, стала принимать ислам, но развитию градостроительства и сооружению мечетей или медресе они практически не содействовали. На этом неблагоприятном историческом фоне период правления Амира Темура и Темуридов выглядит феномальным явлением, когда на территории Мавераннахра расцвет экономики и культуры привел к созданию непревзойденных шедевров архитектуры и ремесел мирового значения.  Исследователи истории архитектуры выделяют период сер. XIII – до 70-х  гг. XIV вв. как начальный этап восстановления «городов и возрождения деятельности местных архитектурных школ», в то время как следующий этап —70-е гг. XIV в. и продолжение всего  XV в. характеризовался как подъем культурной жизни, напоминающий эпоху Возрождения на Западе (Ремпель Л. И. 1961. С. 256).

 

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ УЗБЕКИСТАНА Акбар Хакимов

CЎНГГИ МАҚОЛАЛАР
ИЖТИМОИЙ ТАРМОҚЛАР
ИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО УЗБЕКИСТАНА ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Ўзбекистон ислом санъати жаҳон цивилизациясининг ажралмас қисми

Адрес

Адрес:Тошкент/Олмазор Қорасарой / 47
е-маил: sanat@cisc.uz
Контакт

+998904083399