O'z Ўз En Ru Ar
×

Исламское искусство: историко-культурный контекст

IX – начала XIII вв. представляют собой период, когда с приходом и распространением на территории Средней Азии религии ислама здесь стало формироваться новое по тематике и стилю искусство. Земли между реками Амударья и Сырдарья получили арабское наименование — Мавераннахр — Заречье. Важность этого события неоспорима — именно искусство исламского времени, первый период расцвета которого пришелся на IX – нач. XIII вв., стало той основой, на которой развивалась в последующие века культура нашего региона.

Содержание эпохи IX–XIII вв. определяют интенсивные процессы в экономике, политической, общественной и культурной жизни. небывалый товарооборот в рамках халифата, быстрый рост городов и ремесленного производства, возникновение в Иране, Хорасане, Мавераннахре местных самостоятельных государств и династий. В Средней Азии в X–XI вв. отмечается активное расширение ремесленного производства в городах, ростом их населения и территории. Начиная с этого периода, на протяжении поч-ти тысячелетия в Среднеазиатском междуречье формировалась и развивалась городская культура нового типа. Главные ее особенности заключались в активном росте торгово-ремесленных зон, включении региона в орбиту общемусульманской культуры, активном взаимодействии урбанистической культуры с культурой кочевых народов. Города становятся основными генераторами новых художественных идей, урбанистическая культура является системообразующей для этого периода (Хакимов А. А. 2011. С. 7).

В свою очередь в развитии городской культуры огромную роль начинает играть религиозный и торгово-экономический фактор. В это время

Самарканд, Бухара, города Ферганы и Хорезма играют важную роль в процессе культурного и торгового обмена между Западом и Востоком.  Примечательно, что активизируется урбанистическая культура в северо-восточных реги-онах в Средней Азии, где «происходит интенсивное оседание кочевников (Беленицкий А. М., Бентович И. Б., Большаков О. Г. 1973 С. 351). Города Мавераннахра становятся основным оплотом новой религии, по выражению Грюнебаума «Ислам с самого зарождения был урбанистическим обра-зованием как по духу, так и по основным центрам» (Г. Э. фон Грюнебаум. 1988).

Ислам кардинально изменил социально-экономическую, градостроительную инфраструктуру и архитектурный облик городов Среднеазиатского Междуречья. Это время появления торгово-ремесленных городов и их нового пластического силуэта, смены градостроительных и архитектурных приоритетов в целом. Структура простой внутренней иерархии доисламского города (архитектура цитаделей и замков с прилегающей сельской округой) теперь заметно усложняется. Города Термез, Самарканд, Бухара становятся крупным полифункциональным организмом, включающим административные, дворцовые, культово-религиозные, торгово-ремесленные, фортификационные, инженерно-технические и другие сооружения.

Начиная с XI века, после падения власти династии Саманидов на политическую арену выдвигаются династии тюркского происхождения - Газневиды, Караханиды, Сельджукиды, а потом и Темуриды. В прикладном искусстве этот процесс также находит свое своеобразное отражение. Так, распространение в декоре поливной керамики Афрасиаба XI–XII вв.  коврового, пестрого по колориту стиля орнаментации исследователи связывали   с процессом тюркизации Мавераннахра (Ташходжаев Ш. С. 1967. С. 140, рис. 35-39).

XI – нач. XIIIвв. были временем окончательного сложения единого стиля общехалифатского стиля искусства «…в XI–XIII вв. Средняя Азия стоит в ряду самых передовых цивилизаций Востока и Запада. Окончательно складывается новый стиль искусства. Он охватывает вскоре весь Средний и Ближний Восток» (Ремпель Л. И. 1978. С. 28).  В культуре и искусстве наряду с процессом формирования общеисламского стиля на всей территории халифата, просматриваются и модели локальных художественных школ.

Исламский фактор играл определяющую роль в прикладном искусстве и архитектуре нашего региона вплоть до начала XX в. Таким образом, хронологически понятие «исламское искусство» в его полном смысле по отношении к культурному наследию народов Узбекистана может быть определено временными рамками IX – начало XX вв.

CЎНГГИ МАҚОЛАЛАР
ИЖТИМОИЙ ТАРМОҚЛАР
ИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО УЗБЕКИСТАНА ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Ўзбекистон ислом санъати жаҳон цивилизациясининг ажралмас қисми

Адрес

Адрес:Тошкент/Олмазор Қорасарой / 47
е-маил: sanat@cisc.uz
Контакт

+998904083399