O'z Ўз En Ru Ar
×

Наследие исламского искусства Узбекистана

 

Ислам сегодня во многом определяет не только духовный фон, но и политическую, экономическую и социальную сферу жизни во многих регионах и странах современного мира. Огромное значение исламский фактор играет в Узбекистане, где после обретения независимости исламские ценности были возрождены и получили новое дыхание. Сегодня не вызывает сомнения, что художественная культура ислама является одним из столпов мировой цивилизации. Исламское искусство оказало огромное влияние на развитие всего мирового искусства. Этот аспект весьма важен в свете инициатив Президента Узбекистана Ш. Мирзиеева по пропаганде и изучению гуманистических идей просвещенного ислама и созданию в Узбекистане Центра исламской цивилизации. С возрождением в республике традиционной духовности и корней национальной культуры, гуманитарная наука обрела возможность объективной оценки процессов, которые до сих пор искажались или замалчивались в силу идеологических запретов советского периода. Одним из таких белых пятен было искусство ислама, сыгравшее исключительно важную роль в формировании духовного и культурного простран-ства Узбекистана. С VIII–IXвв. до начала ХХ века культура и искусство народов Средней Азии развивалось в рамках мировоззренческих, теологических и эстетических идей мусульманского мира. Сегодня актуальным представляется выявление с позиций новых исторических реалий художественных ценностей, созданных народами Средней Азии, в частности Узбекистана, в исламское время. Культурная общность этой территории, сформировавшаяся в исламский период, получает новое проявление в ХХ веке, когда в составе бывшего СССР образовались государства Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Включение этих регионов в 1920-е гг. в состав унитарного государства и провозглашение в качестве главенствующей идеологии атеизма, лишило ислам социальной и государственной монополии, который он здесь имел в прежние столетия. И, хотя, традиции исламской эстетики и искусства продолжали проявляться в различных формах культуры, тем не менее, в ХХ веке художественная культура этих народов определялась принципиально иными социальными и эстетическими парадигмами. В конце XX века, в связи с распадом советской империи, в государствах Центральной Азии происходит своеобразная реанимация исламских ценностей, вызванная ростом национального и культурного самосознания. И хотя, конституционно все эти государства объявили себя светскими, исламское наследие как многовековая традиция вновь становится в них важным фактором самоидентификации. Политические и социальные изменения, произошедшие в постсоветское время в упомянутых государствах, повышение интереса к изучению национальной истории и художественного наследия, создали условия для более полного и объективного выявления логики развития средневековой культуры и искусства исламского времени.

На рубеже VII–VIII вв. Среднюю Азию завоевывают арабы, что повлекло за собой проникновение ислама, однако в культуре эти события находят отражение, лишь начиная с IX–X вв. Именно в это время происходит формирование и развитие нового стиля, положившего начало так называемому мусульманскому искусству. Монументальная скульптура и настенная роспись, в изобилии представленные в памятниках Узбекистана античного и раннесредневекового времени, начиная с VII века, постепенно исчезают. Изобразительная культура уступает место орнаментальному искусству, которое становится одной из доминант мусульманской эстетики, определяя особенности стиля художественного ремесла и оформления архитектурных сооружений на протяжении всего средневековья. Во многом это связано с тем, что ислам как господствующая религия в отличие от христианства и буддизма отказался использовать живопись и скульптуру для пропаганды своих идей. С развитием и утверждением исламского богословия негативное отношение к изобразительным формам, в том числе к изображениям живых существ в произведениях прикладного искусства, допускавшимся в первые века ислама усиливается, орнаментальный узор становится доминирующим. Для истории культуры в целом это была эпоха «стирания границ», когда происходит ломка узколокальных традиций и создается новое, синкретическое или, как его называют, «исламское искусство» народов, вошедших в состав арабского халифата. Таким образом искусство ислама осознанно или нет, но становится важнейшим консолидирующим фактором мусульманских народов, а его орнаментально-абстрактная эстетика оказалась наиболее оптимальной в условиях адаптации и распространения идеологии ислама на огромных территориях Ближнего и Среднего Востока. Вместе с тем, при общности стилевых и мировоззренческих черт искусство каждого региона исламского мира имело свои характерные особенности, обусловленные предшествующими историческими и культурными традициями. В истории искусств Узбекистана эпоха ислама длилась болеечем тысячелетие и имеет свою периодизацию. Становление и формирование новой эстетики продолжалось с IX века вплоть до монгольского нашествия и менее интенсивно, но продолжало развиваться на протяжении XIII века и начала XIV века. Второй период включает искусство эпохи Амира Темура и Темуридов —XIV–нач. XV вв., ознаменовавшееся своего рода ренессансом в общественной и культурной жизни не только Мавераннахра, но и всего Среднего Востока, на территории которого раскинулась империя Амира Темура. В это время наблюдается истинный взлет искусств, поэзии и науки. Особого расцвета достигают художественные ремесла, миниатюра и архитектура. Торжествует стиль роскоши и изящества. И, наконец, третий период — XVI – конец XIX века — период узбекских ханств, который характеризуется застоем в сфере экономики, международной торговли и градостроительства. Это нашло отражение в искусстве, где происходит смена стиля —ощущается измельченность узоров, их канонизация, укрепляются традиции локальных художественных школ. Тем не менее, и этот период отмечен созданием истинных шедевров ремесла и зодчества, которые вошли в золотой фонд национального искусства Узбекистана. В XX веке традиции исламской культуры и искусства были значительно изменены вследствие социально-политических событий в регионе Средней Азии. Установление нового атеистического режима, связанного с приходом к власти большевиков и затем коммунистов, оказали сильное воздействие на дальнейшую судьбу местной культуры и искусства. Здесь формируются новые виды искусства — театр, кинематограф, изобразительное искусство. Лишь в сфере традиционного прикладного искусства сохраняется эстетика и приемы прежнего мусульманского канона искусства. Настоящая монография является вторым научно-исследовательским проектом автора в рамках гранта на тему «Исламское искусство неотъемлемая часть мировой культуры» Центра исламской цивилизации в Узбекистане. Первое издание «История искусств Узбекистана. Древность, средневековье, современность» также включает в себя материалы искусства исламского периода. Однако, в виду широкого хронологического диапазона и особенностей эмпирической интерпретации артефактов в книге «История искусств Узбекистана», не было возможности более углубленно рассмотреть неисследованные вопросы или малоизученные аспекты исламского художественного наследия и его современных моделей и форм. В настоящем издании впервые сделана попытка исследовать наиболее важные явления в историческом развитии исламского искусства Узбекистана и особенностей его поэтики в контексте исторических реалий и процессов. На протяжении ХХ века эстетика исламского искусства, его орнаментальная система сохраняла свои многовековые традиции в различных видах узбекских художественных ремесел и архитектуремечетей, активное строительство которых наблюдается с 2017 года. Сегодня художники и скульпторы из разных стран и регионов исламского мира претендует на то, что создают новое исламское искусство. Схожие процессы наблюдаются и в изобразительном искусстве Узбекистана. Исходя из этого в книге уделено внимание изучению этой проблематики в контексте практики искусства современного исламского мира.

 

Акбар Хакимов Исламское искусство Узбекистана: философия и поэтика

CЎНГГИ МАҚОЛАЛАР
ИЖТИМОИЙ ТАРМОҚЛАР
الفن الإسلامي لأوزبكستان جزء لا يتجزأ من الحضارة العالمية

Ўзбекистон ислом санъати жаҳон цивилизациясининг ажралмас қисми

عنوان

Адрес:Тошкент/Олмазор Қорасарой / 47
е-маил: sanat@cisc.uz
الإتصال

+998904083399