O'z Ўз En Ru Ar
×

Минареты

Ислам, пришедший в регион в VII–VIII вв., кардинально меняет не только социально-экономическую, градостроительную инфраструктуру и архитектурный облик местного города, но и его философию. Это время появления торгово-ремесленных городов и возникновения их нового пластического силуэта, смены градостроительных и архитектурных приоритетов в целом. Структура относительно простой внутренней иерархии доисламского города (архитектура цитаделей и замков с прилегающей сельской округой) теперь заметно усложняется. Города Термез, Самарканд, Бухара становятся крупным полифункциональным организмом (административные, дворцовые, культово-религиозные, торгово-ремесленные, фортификационные, инженерно-технические и другие сооружения). Образ городов мусульманского средневековья во многом определяют культовые сооружения – мечети, медресе, мавзолеи и др. Они вносят новую пластическую и смысловую интонацию в общую атмосферу городской жизни. В качестве строительного и декоративно-облицовочного материала начинает использоваться жженый кирпич.
В результате активного развития градостроительства в архитектуре Мавераннахра домонгольского времени были выработаны основные конструктивно-технические и художественные принципы возведения как культовых, так и административно-общественных сооружений. Местные зодчие научились создавать сложные конструкции, в частности купольные и портальные пространства, арочные перекрытия, а также умело использовали фактуру жженого кирпича при создании художественно выразительного образа сооружений. В этот период была посуществу сформирована самостоятельная школа зодчества Мавераннахра, которой принадлежат истинные шедевры архитектуры мирового значения. Архитектурные идеи местных зодчих были основаны на научных достижения той эпохи — геометрии, математики и материаловедения. Особенности эстетического образа архитектуры формировались благодаря опыту и мастерству большого отряда ремесленников — керамистов, чеканщиков, резьбы по ганчу и дереву. В этот период еще пространство архитектурного декора не были включены сине-белые и голубые керамические вставки и панно, позже ставшие цветовым символом мусульманских памятников эпохи Темуридов и периода узбекских ханств.

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ УЗБЕКИСТАНА Акбар Хакимов

CЎНГГИ МАҚОЛАЛАР
ИЖТИМОИЙ ТАРМОҚЛАР
ИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО УЗБЕКИСТАНА ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Ўзбекистон ислом санъати жаҳон цивилизациясининг ажралмас қисми

Адрес

Адрес:Тошкент/Олмазор Қорасарой / 47
е-маил: sanat@cisc.uz
Контакт

+998904083399