Архитектура всегда формировалась на основе определенных религиозных, культовых идей и утилитарных задач, стоящих перед обществом. В античный и раннесредневековый период религиозные учения – зороастризм, буддизм, местные верования – не имели столь тотального идеологического значения в среднеазиатском Междуречье, которое в домонгольский период стал быстро приобретать ислам. Исламская цивилизация породила и основные типы культовой архитектуры — мечеть, медресе и мавзолеи, которые преобразили ландшафт городов Мавераннахра. Помимо культовой архитектуры активное развитие градостроительства, торговли и ремесел вызвали к жизни такие типы соо ружений как караван сараи, бани, торговые крытые рынки — тим, чорсу и др. Появление в первые века ислама жженого кирпича позволило местным зодчим расширить конструктивные возможности в создании сложных элементов в пространстве новых культовых построек. Начало широкого применения жженого кирпича значительно расширяет возможности зодчих в создании сложных коструктивных элементов, крупных архитектурных объёмов, а равно с этим к зарождению многообразных приёмов строительной техники и методов художественного оформления фасадов и интерьеров зданий.
Дворцы и замки продолжали еще строится по принципам доисламской архитектуры, сохраняли основные параметры и жилые помещения. Наряду с новым строительным материалом как жженый кирпич, продолжали использоваться пахсовые блоки. Но поступь новой архитектуры, рожденной идеями ислама, стала все больше вторгаться в урбанистический ландшафт городов Мавераннахра. Прямым и очевидным символом торжества исламской веры стали мечети, которые стали важным эпицентром распространения идеологии ислама. Мечети стали местом осуществления главных положений ислама. Наряду с молитвенной стороной ритуала, важное значение имела проповедническая деятельность по вовлечению местного населения в лоно новой религии, осуществлявшаяся в мечети с высоты минбара. Идея необходимости более глубокого познания философии ислама, быстрое развитие наук стало мотивацией для формирования еще одного типа мусульманской архитектуры — медресе, в которых преподавались как религиозные, так и светские науки. Примечательно, что в отличие от мечети, идея которой зародилась на Ближнем Востоке и только потом получила развитие в Средней Азии, медресе является архитектурным детищем Маверан-нахра и Хорасана. Впоследствии медресе как высшие религиозные школы стали ведущим жанром архитектурной практики в городах Мавераннахра и образцом для подражания в западных регионах исламского мира. Но для домонгольского периода медресе как архитектурный жанр не получил еще своего архитектруного решения.