Уникальным памятником культуры Северной Бактрии являются золотые изделия, найденные в 1972 году в составе знаменитого клада весом 36 кг на городище Дальверзинтепа. По археологическим данным клад восходит ко второй половине I в. н. э. Ювелирные изделия демонстрируют высокий технологический уровень работы древних мастеров. Так, к числу уникальных относится ожерелье, выиз Минусинской степи и Чиликты (Казахстан). ювелирных вещах III в. н. э. из Шамши (северная Киргизия). Сходные бляшки, но с изображением орла, хранятся Метрополитан музеуме в Нью-Йорке и Британском музее в Лондоне. Изделия ювелирного искусства из Дальверзинтепа расширяют представления о художественной культуре Кушанской Бактрии. Она подобна некоему сплаву, в котором на основе проникновения в собственно бактрийский субстрат эллинистических, скифо-азиатских и индийских элементов формируется сложное единство кушанского искусства. полненное сложным сочетанием различных приемов. Великолепна и золотая бляха в форме свернувшегося кольцом зверя, ухватившего пастью одну из лап. Ювелирная техника изготовления бляхи восходит к кругу экспрессивных образов «звериного» стиля. Схожий по типу зверь встречается на золотых бляхах V–IV вв. до н. э. из Сибири и Зивийе (Иран) и на бронзовых из Минусинской степи и Чиликты (Казахстан). ювелирных вещах III в. н. э. из Шамши (северная Киргизия). Сходные бляшки, но с изображением орла, хранятся Метрополитан музеуме в Нью-Йорке и Британском музее в Лондоне. Изделия ювелирного искусства из Дальверзинтепа расширяют представления о художественной культуре Кушанской Бактрии. Она подобна некоему сплаву, в котором на основе проникновения в собственно бактрийский субстрат эллинистических, скифо-азиатских и индийских элементов формируется сложное единство кушанского искусства.