O'z Ўз En Ru Ar
×

ИСКУССТВО ЭПОХИ БРОНЗЫ II – СЕР. I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.: от ремесла к искусству

 Шпилька с изображением горного козла. XVII–XVI вв.Сапаллитепа

В эпоху бронзы наблюдается зарождение раннегородской цивилизации, которой присущи развитая для своего времени строительная техника, сложение приемов жилой и культовой архитектуры, развитие бронзолитейного и гончарного ремесла. В эту пору постепенно формируется ряд крупных историко-культурных областей на территории Узбекистана, отмечается, с одной стороны, развитие скотоводческого хозяйства, с другой — сложение центров культуры орошаемого земледелия. Художественная культура региона складывалась в процессе широкого взаимодействия племен и народов, обитавших на ее территории с сопредельными культурами степного Востока, Сибири, Месопотамии, Ирана, Индии и Китая. К концу II тыс. до н.э. – первой половине I тыс. до н.э. на территории современного Узбекистана складываются несколько крупных историко-культурных региона — Бактрия, Согд, Чач, Хорезм, в которых можно усмотреть первоначальные формы государств с разветвленной системой и иерархией политической власти. Первые же крупные города возникают на протяжении I тыс. до н.э. К началу I тысячелетия до н.э. в ряде областей Узбекистана начинают слагаться локальные земледельческие районы. В каждом из земледель  ческих районов наряду с разрозненными мелкими селениями формируются крупные, в несколько гектаров, поселения городского типа, построенные поединому плану, окруженные оборонительными стенами, а внутри разделённые широкими улицами на жилые кварталы, ремесленно-хозяйственные и культовые комплексы. Первые образцы прикладного искусства Узбекистана восходят ко времени появления оседло-земледельческой культуры, они были связаны с необходимостью создания художественно оформленных изделий, предназначенных главным образом для быта. Значительное число памятников земледельческой культуры эпохи бронзы исследовано на юге Узбекистана. Наиболее детальному исследованию подвергнуты поселения XVII – X веков до н.э. – Сапаллитепа и Джаркутан. Освоение бронзы и появление гончарного круга дали импульс совершенствованию ремесленного произ-
водства, ускорению процесса урбанизации на территории Узбекистана. В структуре поселений этого времени просматриваются зачатки городской культуры — укрепленная цитадель, святилище огня, жилые кварталы с примитивными постройками, мастерские ремесленников. Этот период культуры Узбекистана представлен керамикой, изделиями из бронзы, камня и кости. Зафиксировано два керамических типа: крашеная керамика земледельческих племен юга и серая керамика степных скотоводческих племен севера. Каждое из направлений отличалось своеобразием изобразительного и орнаментального декора. К числу наиболее интересных памятников в Узбекистане относится расписная керамика эпохи бронзы из Чуста и Шурабашата (Ферганская долина). Лепная, разнообразная по форме керамика покрыта ангобом разных оттенков от светло-коричневого до черного и обработана лощением.

 

 

Информация взята из "Истории искусства Узбекистана книга-альбом".

Автор: академик Акбар Хакимов

CЎНГГИ МАҚОЛАЛАР
ИЖТИМОИЙ ТАРМОҚЛАР
ИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО УЗБЕКИСТАНА ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Ўзбекистон ислом санъати жаҳон цивилизациясининг ажралмас қисми

Адрес

Адрес:Тошкент/Олмазор Қорасарой / 47
е-маил: sanat@cisc.uz
Контакт

+998904083399