В Бихистунской надписи упоминаются все три крупные государства античного Узбекистана — Бактрия, Согдиана и Хорезм, на территории которых формировались центры и школы архитектуры, изобразительного и прикладного искусства. В перечне ремесленников упоминаются ювелиры, кузнецы, резчики слоновой кости, ткачи, изготовители луков и стрел, гончары, но наиболее престижной считалась профессия «мастеров, работавших в золоте и серебре, и свинце и в олове, и в меди, и в бронзе, и в железе» (Тревер К. В. 1940. С. 14). Они изготовляли сосуды, чаши, кувшины из драгоценных металлов — серебра и золота, а также из бронзы и меди. Изделия торевтики из драгоценных металлов часто являлись предметом торговли и преподносились в качестве даров правителям и знатным вельможам, одновременно представляя культурную информацию о стране и традициях центра изготовления. Еще одна важная особенность изделий из драгоценных металлов заключалась в их предназначении для привилегированного сословия — правителей и знати. Этим обусловлен характер образов и сюжетов предметов торевтики, отражающий вкусы и предпочтения аристократии, знакомой с традициями эллинской, древнеиранской или индо-буддийской культуры, и не всегда понятный более широким слоям населения. Историческое кочевание и миграция предметов из серебра и золота в древний и средневековый период, подражание местных мастеров привозным изделиям способствовали формированию универсальных черт, схожести технологических, художественных приемов и общности сюжетов в декоре предметов, происходящих из различных регионов. В отличие от атрибуции керамической посуды, которая редко была предметом экспорта и ее находили в хорошо датируемых археологических слоях, при характеристике изделий восточной торевтики, исследователи нередко допускали ошибки и разночтения в вопросах локализации и датировки одних и тех же предметов торевтики. В конечном итоге, это искажало картину описания того или иного периода в истории искусств региона, приводило к неверной оценке локальных особенностей той или иной художественной школы. Такую драму пережила и история датировки так называемых «бактрийских чаш» из серебра, изготовление ряда образцов которой связывали с южными и центральными районами древнего Узбекистана — Кушанской Бактрией или Бактрией-Тохаристаном (Смирнов Я. И. 1909; Тревер К. В. 1940; Ставиский Б. Я.. 1960; Маршак Б. И. 2017). Начало глубокому и системному изучению греко-бактрийской и кушанской торевтики было положено с издания Смирновым Я. И. в начале ХХ века «Атласа восточного серебра из собрания Эрмитажа» (Смирнов Я. И. 1909). Разнообразные изделия из серебра и золота, изготовленные в период с VIII в. до н. э. до XIII в. н. э., хранятся в Эрмитаже и представляют собой одну из самых многочисленных мировых музейных коллекций восточного серебра. На протяжении последних 2-3 столетий, в результате, как собирательской деятельности, так и случайных находок большое количество восточных предметов из драгоценных металлов составили коллекцию Эрмитажа. Они попали на территорию России в процессе древних торговых связей и были обнаружены в различных селениях и деревнях от Урала до Алтая и Восточной Сибири. Смирновым Я. И. были выделены основные истори- ко-культурные регионы, в которых предположительно могли быть созданы эти предметы. Это — Месопотамия, Ахеменидский Иран, Греко-Бактрия, Кушанское царство, Сасанидский Иран, буддийская Индия и Китай, отдельно упомянуты традиции торевтов степного Востока (скифский звериный стиль).