Благодаря работам археологов и историков искусств в ХХ веке открылась одна из ярчайших страниц в истории искусства региона, связанная с вхождением его территории в состав эллинистического и индо-буддийского мира. Искусство эпохи античности на территории Узбекистана охватывает период с конца IV в. до н.э. до IV в. н.э. Памятники искусства этого длительного исторического периода показывают проникновение и взаимодействие мира идей и образов древнегреческого, древнеиранского и индо-буддийского происхождения в среду среднеазиатского культурного и эмоционального пространства. Завоевательные походы Александра Македонского (334–326 гг. до н. э.) в Среднюю Азию положили конец существованию Ахеменидской державы (VI–IV вв. до н. э.) и ознаменовали наступление нового периода в истории искусства древнего Узбекистана — периода эллинизма. В 330 г. Александр Македонский захватил Южную Бактрию, но передел сатрапий великой империи, произведенный в 321 г. после его смерти, сопровождался борьбой за политическую власть. В 306 гг. Александр Селевк присоединил Бактрию к другим своим владениям. В государстве Селевкидов создаются новые города в виде полисов, общество которых формировалось в основном из македонян и греков, что было важным фактором проникновения эллинской культуры в регионы Ирана, Средней Азии и Индии. Широкое распространение и освоение местными мастерами традиций греческой культуры и искусства началось уже после распада империи Селевкидов, когда к середине III в. до н.э. в Средней Азии утвердились правители Греко-Бактрийского царства, в состав которого вошла территория южногоУзбекистана. Отсюда традиции эллинистического греко-бактрийского искусства распространялись в сопредельные области — Согд, Шаш, Фергану, Хорезм, где влияние эллинистических традиций было не столь ощутимым, как на территории южного Узбекистана. Культура эллинизма в результате завоевательных походов Александра Македонского распространилась на востоке вплоть до пределов Индии. Причем этот процесс протекал в два этапа — в IV–I вв до н. э., в так называемый эллинистический период, греческое искусство сохраняло свою первозданность, но уже на втором этапе (I–IV вв. н. э. — именуемым кушанским), оно начинает активно перерабатываться на почве местных художественных традиций и черт индо-буддийского, кушанского искусства. Г. А. Пугаченкова и Л. И. Ремпель дают более дробную периодизацию античного искусства Узбекистана — а) раннеантичный — эллинизированный; б) среднеантичный — раннекушанский или тохарский; в) позднеантичный — имперский или позднекушанский (Пугаченкова Г. А. Ремпель Л. И. 1965. С. 92). В раннеантичный период особая роль принадлежала греко-бактрийскому искусству, памятники которого стали своего рода катализаторами уникального симбиоза традиций эллинской культуры и искусства Средней Азии, Ирана, Китая и Индии. Несмотря на относительно небольшой срок существования греко-бактрийской империи (250–135 гг. до н. э.), именно в этот период происходят важные процессы культурного взаимопроникновения западно-восточных традиций, породившие феномен грекобактрийского искусства и давшие импульс дальнейшему развитию форм и стилей античного искусства Узбекистана.
Акбар Хакимов ИСТОРИЯ ИСКУССТВ УЗБЕКИСТАНА