Искусство Узбекистана берет свое начало в глубине веков. Дошедшие до нас наскальные изображения эпохи мезолита свидетельствуют о зарождении на территории Узбекистана очагов первобытного искусства. Однако в условиях первобытного общества наскальные рисунки не имели осознанных социальных, идеологических и художественно-эстетических функций.
Особый интерес вызывают … изображения, помещенные на центральном навесе. Здесь представлены сцены охоты на диких быков Люди вооружены предметами в которых можно усмотреть луки, топорики, бумеранги … …Охотники одеты в необычные ..плащи и по силуэту напоминают крупную птицу дрофу. Дикие быки, видимо, этих птиц не боялись и первобытный охотник мог таким образом маскировать свое к ним приближение … (Пугаченкова Г. А., Ремпель Л. И. 1965. С. 13).
Древнейший памятник с наскальными изображениями эпохи мезолита обнаружен высоко в горах Кухитанг на юге Узбекистана в пещере Зараутсай, что означает «Ущелье золотого огня». Грот, где находятся наиболее интересные изображения, носит название Зараут-камар — «Грот золотого огня». На поверхности скал изображены
сцены охоты, различные животные и человеческие фигуры. Наскальные изображения Зараутсая входят в достаточно ограниченный по количеству круг памятников эпохи мезолита, обнаруженных в ряде стран Европы и Азии. Среди них можно упомянуть такие объекты первобытного искусства, как наскальные изображения на территории Испании, Индии Украины, Азербайджана и Таджикистана. Достаточно схожие по стилю и сюжеты наскальными изображениями в Зараутсае сюжеты росписи эпохи мезолита в Испании. Их общие черты заключаются в передаче действия,
движения. Наскальные изображения каменного века обнаружены также и в пещерах Тешикташ и Обирахмат на юге Узбекистана, в горах под Ташкентом, в районах Чимгана, Чаткала, Бельдерсая, в пещерах Сармышсая в Навойиской области, Илянсае и Аксае под Самаркандом, Суратсае в Фергане и других местах и регионах Узбекистана. Памятники культуры этих периодов не совсем подходят под понятие искусство, но они важны с точки зрения генезиса форм интуитивной художественной деятельности. Древние пласты культуры Узбекистана свидетель-
ствуют о том, что на ее территории существовали очаги цивилизации, ставшие основой для формирования развитых форм социальной организации и перехода к ранним типам государственности.\
Информация взята из "Истории искусства Узбекистана книга-альбом".
Автор: академик Акбар Хакимов